Классных руководителей не выбирают, а жаль.
А как его, собственно, выберешь? К тому моменту, как в жизни ребенка появляется классный руководитель, у него уже есть свой класс, сформированный коллектив, комплекс взаимоотношений, терять которые болезненно и трудно. Не бросать же его в погоне за мифическим идеальным классным руководителем!
Правда, случается, и нередко, что как раз после четвертого класса, хочешь не хочешь, а приходится сменить старых друзей на новых: поступление в гимназию, переформирование классов, переезд, который родители приурочили как раз к концу младшей школы… Но и тут особенно не повыбираешь: вступительная кампания истрепала все нервы, спасибо, что попали, тут не до капризов по поводу будущего классного!
Пожалуй, только в небольших городах, в обычных школах, лишенных лихорадки больших амбиций, можно еще встретить этот неторопливый, вдумчивый и многоступенчатый процесс — выбор классного руководителя. Мы, например, всем родительским коллективом уговаривали нашу будущую классную взять именно наш класс: она как раз выпускала одиннадцатый, а наша руководительница уходила в декрет. И сколько же было радости, когда мы наконец-то и ее, и школьное руководство уговорили!
На самом деле тщательный выбор классного руководителя — это то же самое, что и выбор первой учительницы. От него зависит многое. Классному руководителю по плечу сотворить чудо школьной жизни с трогательными воспоминаниями, общими победами, потрясающими поездками и феерическим выпускным, разделенным на весь дружный коллектив. Но он же может превратить жизнь класса в унылое существование в холодных школьных стенах.
Классный руководитель может мотивировать на учебу куда лучше родителей, а может провоцировать в классе конфликты и травлю. Ни один учитель в школе, ни один куратор в вузе не имеет над детьми такой власти, какую имеет классный. Конечно, хотелось бы, чтобы он был хорошим.
Начнем с того, что сегодня должен делать классный руководитель. Скажу честно, оставаться при этом хорошим классом могут далеко не все. Перечень обязанностей учителя, который берет на себя ответственность за класс, значительно больше тех денег, которые платятся за классное руководство.
Во-первых, все сведения о детях. Личные дела, справки о здоровье, акты обследования жилищно-бытовых условий, характеристики, сведения о родителях — все это классный собирает чуть ли не за первую неделю учебы, а потом своевременно отслеживает изменения и вносит их в документацию.
Чтобы заполнить эти бумаги, в идеале нужно посетить всех детей дома, описать подробно, как они живут, хватает ли у ребенка одежды и еды, есть ли у него свой уголок, где размещаются братья и сестры. Это двадцать пять вечеров вне дома, а ведь классный — еще и предметник, у него планы, тетради, семья, личная жизнь.
Кстати, оплачивается классное руководство в объеме трех дополнительных часов к общей учительской нагрузке в неделю, то есть уже за сентябрь ответственный классный руководитель «выбирает» всю свою годовую оплату. Так что все остальное он делает бесплатно — и это в любом случае, потому что отведенных трех часов в неделю не хватает никому.
Итак, все дальнейшее — неоплачиваемый, но обязательный труд.
- В него входит: организация горячего питания (сбор денег, контроль за заказами, расчеты со столовой, отслеживание, кто из детей поел, но не заплатил, заплатил, но не поел, не платит и не ест (с такими нужно разобраться, чтобы не ходили голодными: есть ли ссобойка? есть ли возможность перекусить? если нет — сделать, чтобы была);
- Заполнение журнала, предметных, факультативных, специальных страниц, плюс каждую четверть — заполнение сводной ведомости по итогам периода;
- Контроль за посещением детей школы: если вдруг кто не пришел, классный руководитель должен позвонить родителям и узнать, в чем дело. Если с учеником что-нибудь случается в учебное время (не важно, был или не был он в школе, при отсутствии оправдательного документа виноват будет классный руководитель).
- Подготовка и сопровождение всех общешкольных мероприятий, в которых участвует весь класс — без учителя, особенно в 5-6 классе, дети организоваться не могут.
- Внеклассная работа: поездки, походы, экскурсии, музеи, классные часы, родительские собрания.
- Вся классная документация: планы работ общие, планы работ с детьми, находящимися в социально-опасном положении, планы каждого классного часа, планы внеклассных мероприятий. На все — бумага, потому что без бумаги считай, ничего и нет.
- И вот только сейчас: непосредственная работа с классом, предупреждение и решение всех конфликтных ситуаций как между детьми, так и между детьми и взрослыми, мотивация к учебе, контроль за успеваемостью, работа с родителями…
Теперь вы тоже знаете, что хороший классный руководитель — это редкость. Сделать все это качественно и не возненавидеть свой скорбный труд — большой талант.
Как правило, им обладают учителя, уже вырастившие своих собственных детей хотя бы старше детсадовского возраста, имеющие как минимум пятилетний опыт работы предметником (ведь уроки классный руководитель тоже ведет, полную ставку, а это не меньше четырех в день) и опыт классного руководства — либо, в обмен на все это, молодость и энтузиазм. Если встречаете такого — узнайте, не может ли он стать классным руководителем вашего ребенка.
Дело это тонкое: хорошие классные тоже подбирают по себе класс. Коллектив — образование сложное: не со всяким классом тебе будет радостно работать в течение нескольких лет за неуверенное и маловероятное «спасибо».
Дети в классе моей дочки, чтобы заслужить для себя самого лучшего классного, полгода старались, как могли, и учиться, и участвовать в школьной жизни, знали, что их будущую классную подкупают уверенные в себе и амбициозные дети. Сколько радости было у них, когда решение все-таки было принято!
Пусть так повезет и вашему ученику. Ведь каждый ребенок достоин хорошего классного руководителя. Жаль, что это так редко возможно.
Свежие комментарии